Обзор спортивной прессы за 17 сентября 2008
«Спорт-Экспресс»
Дик АДВОКАТ: «Я АБСОЛЮТНО СПОКОЕН»
— «Зенит» дебютирует в Лиге чемпионов. С какими чувствами вы входите в этот турнир?
— Действительно, игра с итальянцами для многих наших футболистов станет первой в самом престижном турнире Европы на клубном уровне, но не для меня. А что касается ощущений, то мне очень любопытно, как мои подопечные проявят себя против «Юве». После матча станет ясно, где мы находимся. «Зенит» считают в этой группе аутсайдером, так как до этого мы никогда не выступали в Лиге чемпионов и не играли против «Ювентуса», очень сильного клуба с опытными исполнителями. Несмотря на то что нас не относят к фаворитам, я с оптимизмом смотрю в будущее.
— Почему же «Зенит» не считают фаворитом в противостоянии с туринским клубом? Из-за отсутствия опыта?
— Итальянцы каждый год, за исключением последних двух, выступают в Лиге чемпионов. Посмотрите, сколько раз они завоевали золотые медали серии А, одной из самых сильных футбольных лиг в Европе. Думаю, этих доводов достаточно, чтобы понять, почему нас считают аутсайдером.
Но ведь за два с половиной года мы добились невероятных результатов. У нас сейчас совершенно новая команда по сравнению с той, что была до меня. По-спортивному злая, показывающая привлекательный футбол. Почти каждый наш игрок дорос до уровня национальной сборной. — Не опасаетесь того, что только два из ваших подопечных — Тимощук и Риксен — играли в Лиге чемпионов?
— Нисколько! Наши футболисты уже имеют опыт выступления против сильных европейских соперников. К тому же почти каждый из них провел не один матч за свои сборные. Поэтому я абсолютно спокоен и уверен, что мои подопечные не дрогнут перед «Юве». Наши игроки раскрепощены и уверены в своих силах.
— По сути, «Ювентус» занят сейчас строительством новой команды...
— Вы так считаете?
— По сравнению с составом двухлетней давности у «Старой синьоры» осталось лишь пятеро футболистов.
— Но команда у них достаточно опытная, поверьте мне. Поульсен, Грыгера, Сиссоко и другие новые футболисты «Юве» выступают за свои сборные, а до этого играли в сильных европейских клубах, поэтому с опытом у итальянцев все в порядке. А если к ним еще добавить таких мастеров, как Каморанези, Дель Пьеро, Недвед и Трезеге, то о какой новой команде может быть речь?
— В последнем интервью «СЭ» вы рассказали, что в российском чемпионате нет звезд. А есть ли таковые у «Ювентуса»?
— В данный момент в России есть очень хорошие футболисты, но не звезды. Сравнивать их с теми же Лаудрупом или Кройфом нельзя. Это были великие футболисты. Но таковые появятся в скором времени и в нашей премьер-лиге, ведь играл же на очень высоком уровне в свое время Титов!
Сейчас все идет именно к этому: ЦСКА в 2005 году взял Кубок УЕФА, мы повторили успех через три года, когда обыграли «Рейнджерс» с почти полностью российским составом. Это говорит о том, что клубный футбол в России на правильном пути.
— Задаем теперь похожий вопрос: есть ли, по вашему мнению, звезды в «Юве»?
— Конечно. Тот же Буффон! Недвед и Дель Пьеро тоже были великими игроками, но что они представляют собой сейчас — покажет игра.
— Вы посетили домашнюю игру «Юве» с «Удинезе». Не хотите ли поделиться впечатлениями об увиденном?
— Это был типичный матч двух итальянских команд. Соперник «Юве» играл в оборонительный футбол, уповая на потерю мяча туринскими футболистами. Вывод: с «Ювентусом» ни в коем случае нельзя отсиживаться в обороне, надо пытаться атаковать самим. Если ты не будешь стараться взять инициативу в свои руки — уйдешь с поля без гола.
— Вы как тренер впервые играете с итальянским противником?
— Нет, когда я работал в «Рейнджерс», мы дважды «попадали» на «Парму». Первый раз в 1999 году, когда они взяли Кубок УЕФА, мы проиграли. Кстати, тогда за них выступал Буффон и еще несколько ярких игроков. А год спустя мы снова встретились с ними и взяли реванш. Так что с итальянскими клубами у меня пока что ничья.
— Скажите откровенно: соскучились по большому футболу, по Лиге чемпионов?
— Нет, ведь в 2004 и 2006 годах я тренировал сборные Голландии и Кореи на таких крупных турнирах, как чемпионат Европы и чемпионат мира. А выступление на подобных форумах — самое большое достижение для любого тренера. Это как Лига чемпионов для клуба.
Для нас этот турнир особенный еще и потому, что мы впервые будем выступать в нем. Прекрасно, что у «Зенита» существует возможность сразиться с сильнейшими клубами Европы. Думаю, в Петербурге ждут первого матча с огромным нетерпением, ведь для наших болельщиков это событие огромного масштаба.
Клаудио РАНЬЕРИ: «ИГРА ДАННИ ВПЕЧАТЛЯЕТ»
— Первым соперником вашего клуба в розыгрыше Лиги чемпионов стал «Зенит». Насколько хорошо вы знаете эту команду?
— После жеребьевки группового этапа Лиги чемпионов в интервью «СЭ» я сказал, что неплохо представляю себе, с кем нам придется иметь дело. Затем с особым интересом следил за действиями «Зенита» в матче за Суперкубок УЕФА против «Манчестер Юнайтед». В той игре в «Зените» дебютировал португалец Данни. И должен сказать, что его игра произвела на меня сильное впечатление. Данни понравился своей незаурядной техникой, умными ходами и большой мобильностью. Ну а то, что он с ходу ярко вписался в новый коллектив, — само по себе огромный плюс для этого футболиста в глазах любого европейского специалиста.
— Перед поединком с «Ювентусом» «Зенит» с крупным счетом обыграл «Терек». Какой информацией об этом матче вы владеете? — Не буду вдаваться в подробности и раскрывать всех наших секретов. Скажу лишь, что на этом поединке чемпионата России присутствовал один из моих наблюдателей.
— Мне кажется, в Италии далеко не все верят в то, что питерский клуб способен составить реальную конкуренцию «Реалу» и «Юве» в борьбе за выход из группы. А как лично вы оцениваете перспективы «Зенита» в Лиге чемпионов?
— Можете не сомневаться, что все мы в «Ювентусе» очень серьезно относимся к вашей команде. Ни о какой недооценке соперника речь не идет, тем более что все наши ребята рвутся в бой, чтобы доказать своим верным болельщикам: «Юве» достойно возвращается в большую Европу. Голландец Дик Адвокат сделал очень интересную и мобильную команду, которая временами напоминает ту сборную России, которая блеснула во главе с Гусом Хиддинком на Euro-2008. А то, что «Зенит» представлен в вашей национальной сборной сразу несколькими игроками, только подтверждает силу клуба из Санкт-Петербурга.
— Вам не довелось пообщаться с Адвокатом после воскресного матча «Ювентус» — «Удинезе», на котором он вроде бы присутствовал?
— Нет, я не знал, что он приезжал в Турин.
— Кого из игроков, кроме уже упомянутого Данни, вы отметили бы в составе «Зенита» по состоянию на сегодняшний день?
— Я каждый раз говорю хвалебные слова в адрес Тимощука, так что с моим отношением к нему давно все понятно (смеется). Очень важную роль, на мой взгляд, играет в «Зените» и полузащитник Зырянов. Это очень полезный футболист, у которого к тому же есть неприятная для соперников дополнительная черта: мало того что Зырянов грамотно и уверенно выполняет свою непосредственную работу полузащитника, так он еще в последнее время и забивает.
В отсутствие турка Фатиха Текке, который, как я понимаю, как и Широков, не вылетел в Турин из-за травмы, компанию Данни или Аршавину в атаке может составить аргентинец Домингес. Этот форвард, как я успел заметить, тоже не подарок для любой обороны.
— Вы ничего не сказали про Андрея Аршавина... — А что нового можно сказать про футболиста, который стал одной из самых заметных фигур на прошедшем чемпионате Европы, где Россия заслуженно добралась до полуфинала?! Разумеется, Аршавин — настоящая звезда «Зенита» и большая головная боль для любого соперника, будь то «Бавария» или «Ювентус». Возможно, кому-то покажется странным, что Аршавин не уехал из чемпионата России после Euro-2008, но, видимо, у него и у клуба нашлись серьезные причины для того, чтобы продолжить взаимовыгодное сотрудничество. Ну а ваши болельщики вряд ли жалеют о том, что ведущий игрок их любимой команды остался в «Зените» и сыграет за него в Лиге чемпионов.
— Вы сделали немало комплиментов в адрес «Зенита». А вас не удивляет при этом тот факт, что столь уважаемая вами команда довольно средне выступает в чемпионате России, где рискует остаться без медалей?
— Вообще-то удивляет. Но, как я понял, из-за переноса целого ряда матчей первенства России перед финалом Кубка УЕФА «Зенит» вынужден был затем наверстывать упущенное с утроенной энергией, а подобное развитие событий всегда влечет за собой негативные последствия. К тому же некоторые игроки «Зенита», вернувшись из сборной России после Euro-2008, наверняка испытывали моральную усталость и, возможно, пережили некий спад мотивации.
Это все понятные любому разумному человеку моменты. Наверное, потому в итоге команда и потеряла на каком-то отрезке те очки, которые в иной ситуации достались бы ей. Однако в настоящий момент, насколько я могу судить о сопернике по имеющейся у меня информации, «Зенит» находится на ходу и пребывает в хорошем настроении. Так что нам, повторяю, расслабляться не приходится.
— В чем вы видите слабые и сильные стороны «Зенита»?
— Позвольте мне все-таки хоть что-то утаить от вас (смеется). Давайте отвечу так: я вижу и те и другие стороны, но оставлю свои наблюдения для своего тренерского штаба и для своих игроков.
— Выходит, «Зенит», с вашей точки зрения, готов к старту в Лиге чемпионов. А «Ювентус»?
— Мы считаем, что готовы к старту в турнире, а поклонники футбола в России пусть сами судят о нас по увиденному. Скажу только, что я доволен тем, как живет и играет моя команда, а особенно меня радует то, что у футболистов «Юве» горят глаза при упоминании о Лиге чемпионов. Мы сделаем все, чтобы не разочаровать игрой и результатом самих себя и своих многочисленных тифози.
Антонин ПАНЕНКА: «У „БАНИКА“ БОЛЬШЕ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ У „СПАРТАКА“
— Кто для вас фаворит в предстоящем матче?
— Однозначно — „Спартак“. Уж больно много проблем скопилось в последнее время у „Баника“.
— Но и у москвичей их, честно говоря, порядочно...
— Может быть, но у клуба из Остравы, уверен, еще больше. Словом, хотя он и играет дома, отдать ему предпочтение не могу.
— В чем именно видите недостатки наших оппонентов?
— Начну с главного. В команде, которой вот-вот играть в Кубке УЕФА, предгрозовая, нездоровая обстановка. И все из-за нападающего сборной Чехии, который забил первый гол на чемпионате Европы-2008. Не могу сказать, чем не угодил коллективу Вацлав Сверкош, но футболисты, с которыми он играет бок о бок больше полугода, им явно недовольны. То и дело партнеры его критикуют. Разве могут такие перепалки привести к чему-нибудь хорошему?
— Что не поделили футболисты?
— Не хочу вникать в эти дрязги. Могу только сказать, что Сверкош, лучший снайпер прошлогоднего первенства, сейчас забивает слишком мало. Возможно, из-за этого на него товарищи по команде и ополчились. Если с обороной у „Баника“, можно сказать, дело обстоит благополучно, то нападение оставляет желать лучшего. Взять, к примеру, последний матч на выезде с „Теплице“ — 0:0. Ни Сверкоша, ни его коллег по амплуа, увы, на поле было не видно. Что мне еще не нравится в этой команде? Там, на мой взгляд, нет максималистов. Такое впечатление, что скромные результаты всех вполне устраивают. Даже в прошлом сезоне, который, казалось бы, удался, команда мало забивала.
— Однако ваш „Богемианс“ в последнем туре чемпионата остравцы одолели — 2:0, после чего и пробились в Кубок УЕФА.
— Но Сверкош, если помните, тогда не забил: мы сумели его нейтрализовать. Я, кстати, не говорю, что герой Euro совсем уж плох. Он, если захочет, может быть очень даже быстрым. Просто меня злит, что иной раз у него абсолютно отсутствует концентрация. Да еще и с судьями постоянно выясняет отношения. Детский сад какой-то! Не зря, видимо, Сверкош не прижился в германской и австрийской бундеслигах.
— В команде недавно появился еще один бывший игрок из бундеслиги, Томаш Галасек. Что можете сказать об этом полузащитнике?
— Вот он мне нравится — полезный игрок. Во всяком случае, за рубежом им были довольны. Особенно, помнится, он преуспел в Голландии, да и в „Нюрнберге“, где было много чехов, слыл одним из лучших. Но оказался в „Банике“ — и вдруг как-то потерялся. Вроде играет, но с мячом я его почему-то вижу редко.
— Перейдем, если не возражаете, к вратарю Петеру Вашеку...
— Не буду говорить конкретно о нем — остановлюсь лучше на вратарской школе „Баника“. Вот в ней-то, на мой взгляд, кроется его главный козырь: он стабильно выращивает перспективных голкиперов. Вашек как раз из тех, кто был воспитан в детской академии клуба.
— Два года назад „Спартак“ в отборочном раунде Лиги чемпионов также играл против чешского провинциального клуба — „Слована“ из Либереца. Кто сильнее: прежний соперник москвичей или нынешний?
— „Слован“, на мой взгляд, был тогда сильнее сегодняшнего „Баника“.
— А какие у „Баника“ болельщики?
— Очень изобретательные: когда команда выигрывает, умеют устраивать настоящие праздники. Но если у любимого клуба дела идут плохо, быстро теряют к нему интерес.
Олег ЛУЖНЫЙ: „АРСЕНАЛ“ — ФАВОРИТ, НО НАМ ПОБЕДА НУЖНЕЕ»
— Что первым делом подумали, когда узнали, что в Лиге чемпионов попали в одну группу с «Арсеналом»?
— С одной стороны, конечно, нахлынули воспоминания, ведь проведенные в этом клубе четыре года — не шутка. Хотя из состава, игравшего в мое время, остался только Туре, а стиль «Арсенала» стал несколько иным. Если же вынести за скобки персональную ностальгию, думаю, не так важно, какую команду определил бы нам жребий из первой корзины — «Арсенал», «Ливерпуль» или, скажем, «Барселону». Два соперника экстра-класса оказались бы в нашем квартете однозначно, и с этим ничего не поделаешь.
— С кем-то из лондонских знакомых итоги жеребьевки обсуждали?
— Звонил Джил Гриманди, много лет работающий селекционером в «Арсенале». Мы с ним посмеялись над причудливыми поворотами судьбы, но об игре наших команд, понятно, не говорили. А когда я ездил в Англию на матч «канониров» с «Ньюкаслом», он прислал мне сообщение: мол, не тех ты, парень, соперников просматриваешь. Полезнее изучать не нас, а «Порту» и «Фенербахче» — вот ваши конкуренты. Против «Арсенала» у вас шансов как не было, так и нет.
— В самом деле?
— Шанс есть всегда — особенно в такой ровной группе, как наша. Кто лучше настроится на матч, кому больше повезет, тот и одержит победу.
— Слабые стороны у будущего соперника рассмотрели?
— О слабостях «Арсенала» можно говорить лишь условно. Команда обладает потрясающей атакой, отличной средней линией. Вот оборона немного им уступает — и, если постараться, этим можно воспользоваться.
ВАЖНО, ЧТОБЫ ПАВЛЮЧЕНКО ПОЛЮБИЛИ БОЛЕЛЬЩИКИ
— Кроме «Арсенала» у вас были другие варианты в английском чемпионате?
— «Ливерпуль» проявлял ко мне интерес на год раньше «канониров», приглашали в «Мидлсбро», «Вест Хэм». В «Ньюкасле» я даже медобследование успел пройти, но узнавший об этом «Арсенал» немедленно сделал конкретное предложение. Которое — не финансово, а по степени авторитетности — перебило все существовавшие к тому моменту.
— Адаптация на туманном Альбионе была непростой?
— Первые полгода оказались самыми тяжелыми. Во-первых, английским владел в то время едва ли на уровне школьной программы, навскидку мог вспомнить лишь пару десятков слов. А во-вторых (или все-таки во-первых?), мой новый клуб играл не с либеро, как «Динамо», а с четырьмя защитниками в линию. При этом выдерживать линейку требовалось с точностью до нескольких сантиметров. Нападающему, скажем, было бы значительно проще вписаться в игру «Арсенала», мне же пришлось перестраивать в себе все — от игровых навыков до стиля мышления на поле.
— В машине с правым рулем освоились без труда?
— Сел и поехал — что тут сложного! На встречную полосу не выезжал, на британские права сдал без проблем — по украинским можно было ездить не больше года. Возможно, помогло и то, что в Англии правила просто не нарушают. Написано на знаке «30 миль в час» — быстрее никто не поедет. Разве что 35, но это позволенная в местных условиях погрешность.
— Что посоветовали бы Роману Павлюченко, перешедшему в «Тоттенхэм»? — В бытовом смысле рекомендовать что-либо сложно — он парень молодой, интересы наверняка от моих отличаются. Может, ему и проще будет адаптироваться, но первый год в незнакомой стране все равно идешь, как слепой, на ощупь, а на второй — уже можешь передвигаться с завязанными глазами, все вокруг знакомо. Однако главное качество, на которое обращают внимание у только приехавшего в Англию футболиста, — это не способность с ходу стать истинным британцем, а готовность к игровой самоотдаче на поле. Станет Роман забивать — публика его полюбит. А любовь болельщиков в английском футболе — важнее всего.
— Павлюченко покинул «Спартак» в непростой момент. По двум матчам с этой командой в Лиге чемпионов смогли понять, в чем ее проблемы?
— Для меня показательной была встреча со спартаковцами на Кубке Первого канала, где мы разгромили их со счетом 3:0. Смотрел я на наших соперников, у которых не было ни организации игры, ни дисциплины, ни самоотдачи, в защите не наблюдалось и намека на взаимопонимание — и понять не мог, как они собираются играть весной в Кубке УЕФА. Был уверен, что в ходе сезона команда наберет форму — не мог представить, что «Спартак» будет таким слабым не только на сборах. Но в августе он опять оказался сырым и не готовым к борьбе.
— Две победы над спартаковцами со счетом 4:1 стали для вас сюрпризом?
— Еще каким! Честно говоря, ожидал, что хотя бы на второй матч они настроятся серьезнее, проявят спортивную злость. На победу со счетом 4:0 в Киеве москвичи, как вы понимаете, не претендовали, но собраться на одну игру могли. Тут даже тренер ни при чем — сами футболисты должны понимать, как унижает поражение от исторически принципиального соперника.
— Микаэль Лаудруп на прошлой неделе возглавил «Спартак». Сможет ли он изменить ситуацию к лучшему?
— Почему бы нет? Поднял же он на высокий уровень испанский «Хетафе». Единственное препятствие, которое может возникнуть на пути Лаудрупа, — недостаточно высокий класс игроков. Но, думаю, он знает, на что идет и с какими трудностями столкнется.